Экспертный опрос представляет собой исследовательский метод, при котором в качестве респондента выступает компетентный специалист в какой-либо области деятельности или знаний (руководитель предприятия или подразделения предприятия, общественный деятель, политик, ученый, преподаватель, актер, врач и т.д.). Основными критериями отбора респондентов для данного вида опроса являются профессиональные компетенции эксперта, его знания, опыт, доступ к инсайдерской информации рынка, компании или общественного процесса.
Среди достоинств данного метода можно отметить следующее:
— экспертный опрос дает возможность получить необходимую информацию по теме исследования в условиях ограниченного объема открытых данных,
— данные, полученные в ходе экспертных опросов, могут являться базой для разработки исследовательского инструментария по проекту,
— данный метод успешно применяется для прогноза развития рынков или общественных явлений;
— экспертный опрос позволяет получить нужную информацию, когда массовый опрос малоинформативен.
В маркетинговых и социологических исследованиях полного цикла, которые проводит «Артефакт», экспертный опрос чаще всего применяется в совокупности с кабинетными исследованиями (desk research). Это позволяет лучше изучить проблему исследования, опираясь не только на открытые источники информации, но и на мнение компетентного специалиста.
В зависимости задач исследования и достижимости экспертов, экспертный опрос проводят в формате очного или заочного интервью. Очный экспертный опрос проводится в формате свободной беседы, структурированного или полуструктурированного интервью. Заочный опрос проводится в случаях, когда доступ к эксперту затруднен (например, необходимо опросить эксперта в области сельского хозяйства, который в период проведения исследования находятся в полях и т.п.) либо когда требуется проведение экспертного опроса в короткие сроки.
Проведение экспертных опросов в Маркетинговом Центре «Артефакт» мы доверяем профессиональным опытным интервьюерам. Все интервьюеры перед проведением экспертных интервью проходят инструктаж и обзор проблемы исследования.